В процессе маркировки на
этикетку, ярлык, сам продукт, упаковку или тару наносится цифровое средство идентификации. Обычно это код «Дата Матрикс».
Дата Матрикс код — это штриховой идентификатор, применяемый для обязательной маркировки товаров, начавшей действовать в России в 2019 году. Он прикрепляется к продукции или ее упаковке и позволяет получать все сведения о ней на любом этапе движения по логистической цепи — от изготовителя до потребителя.
Датаматрикс код способен вмещать в себя до 2 Кб данных. Такого объема достаточно для хранения всей информации, касающейся продукции. Идентификатор является уникальным для каждого экземпляра товара и после того, как он исключается из оборота, уже не используется вновь.
По форме дата матрикс коды бывают двух видов — квадратные и прямоугольные.
Их допустимые размеры:
• для квадратов — от 10 × 10 до 144 × 144 ячеек;
• для прямоугольников — от 8 × 18 до 16 × 48 ячеек.
Величина кода выбирается в зависимости от размера упаковки, на которую он будет наноситься, и с учетом того, какой объем информации требуется в него поместить. Рекомендуемый формат — 24 × 24 модуля. Допустимые параметры ячеек составляют от 0,255 до 0,615 мм. Идентификаторы Data Matrix можно наносить на бумагу, фольгу, картон, блистеры и различные твердые поверхности.
Для маркировки продукции в РФ выбран штрихкод Data Matrix по причине его величины: в минимальном варианте она составляет 2 × 2 см, в то время как для QR-кода — 5 × 5 см. Миниатюрные коды датаматрикс нужны для маленьких упаковок, к примеру, для лекарств и пачек сигарет.
Наблюдение за всеми перемещениями продукции реализуется следующим образом:
1. Импортеры и изготовители отправляют в ЦРПТ заявку на получение кодов на ввезенные из-за рубежа или произведенные товары.
2. Оператор генерирует коды, отправляет их заказчику.
3. Производитель печатает этикетки с идентификаторами, маркирует ими продукцию и вводит ее в оборот в своем профиле в системе «Честный ЗНАК».
4. Далее продукция перемещается по логистической цепочке: между транспортными компаниями, складами, дистрибьюторами и магазинами — до тех пор, пока не будет продана потребителям. И каждый участник оборота, к которому попадают товары, сканирует их маркировочные коды и отчитывается в «Честный ЗНАК» о своих операциях с ними (отгрузка, приемка, какому контрагенту передал дальше).
5. На последнем этапе (розничная реализация), датаматрикс код сканируется продавцом при проведении товара через онлайн-кассу. Информация о факте продажи поступает в «Честный ЗНАК», после чего маркировочный код получает статус выбывшего из оборота.
Операции проводятся в электронной форме — в профиле компании в «Честном ЗНАКе». Через эту систему все участники оборота пересылают друг другу УПД (универсальные передаточные документы) при отправке и приемке продукции и подписывают их или отклоняют, если коды, указанные в УПД, не совпадают с теми, что нанесены на поступившие товары.
Потребители могут убедиться в подлинности товара, используя приложение «Честный ЗНАК —
Сканер штрихкода и проверка качества». Нужно установить его на смартфон и навести камеру на интересующий товар. Маркировочный код датаматрикс будет распознан, и на экране появятся сведения о продукции. Если же код отсутствует в базе «Честного ЗНАКа», то приложение уведомит об этом.
В некоторых случаях заказывать в ЦРПТ 2D-идентификаторы приходится и розничным торговым сетям. Например, если возникает потребность в перемаркировке из-за повреждения или потери этикетки, на которой был код.
Действия участников логистической цепочки регистрируются в национальной системе путем сканирования этикетки с кодом. Ее считывают с помощью 2D-сканера или специального приложения.
Процедуру внедрили на уровне государства с целью мониторинга движения каждой товарной единицы. Ее регулируют законы 487 и 488-ФЗ. За счет этого выявляются контрафакт и разные нарушения в процессе оборота и сбыта.
Какую продукцию нужно маркировать в 2021 году
На сегодняшний день обязательная маркировка в России коснулась следующих товарных категорий:
• табачные изделия;
• лекарственные препараты;
• парфюмерия;
• шины, покрышки;
• меховые изделия;
• обувь;
• одежда, белье;
• домашний текстиль;
• фотооборудование;
• молочные продукты;
• ювелирные изделия (учет в ГИИС ДМДК).
Скоро этот перечень пополнят велосипедные рамы, велосипеды. Также планируются эксперименты с маркировкой БАДов, медицинских изделий, бутилированной воды.
Реализация немаркированной продукции наказывается штрафами, а если ее стоимость превышает 1,5 млн рублей, то предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет. В будущем все товары будут подлежать обязательной маркировке. Это делается для того, чтобы защитить покупателей от подделок, закрыть контрафакту вход на рынок и дать честным продавцам и производителям конкурентное преимущество перед их «теневыми» соперниками.